Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих

Адаптация

Как подготовить ребенка к детскому саду.

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах. Обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасная одежда, смена обувь и т. д.). Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходит в д/с, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия.
Одна из самых распространенных проблем – утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Сократите «сцену прощания».

РОДИТЕЛЯМ ОЧЕНЬ ВАЖНО САМИМ быть СПОКОЙНЫМИ И УВЕРЕННЫМИ В ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК БЛАГОПОЛУЧНО ПРОЙДЕТ АДАПТАЦИЮ к детскому саду.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому родителям важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода - отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Создать щадящий режим: укладывать пораньше спать, подольше находится с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, чем дети занимались, с кем ребенок играть. Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул или после болезни) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

ПОМНИТЕ, ВАЖНО ТЕРПЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ!


Первый раз в детский сад

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение все дети переживают адаптационный стресс. С приходом в детский сад ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Как смягчить адаптацию?

  • Первую неделю приводите ребёнка в детский сад не на целый день, а на несколько часов. Потом – на полдня, затем - на целый день. Не огорчайтесь, если ребёнок с трудом «включается» в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить попозже.
  • Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов – их достаточно в детском саду. Пусть ребёнок занимается тем, чем хочет. Единственное, чего не стоит делать, - позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.
  • Если ваш ребёнок устал от шума и гама в детском саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы и пр.
  • Репетируйте с ребёнком те вещи, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется причесываться, одеваться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в детском саду.
  • Чтобы ребёнок был меньше подвержен простудам – а «новички» в саду часто болеют, - приложите усилия по закаливанию сына или дочки. Во время купания обливайте ребёнка водой комнатной температуры. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.

Если ваш ребёнок с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребёнок стал более общительным.

  • Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть вместе. Почаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребёнок быстрее освоиться в саду.
  • Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывать сказки, чтобы он быстрее уснул и т.п. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет ему в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придётся какое-то время подождать.
  • Расскажите ребёнку, что в детском саду существует определённый режим и дисциплина, нарушать, которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовёт всех есть, значит, надо идти есть, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.
  • Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребёнок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора позже. «Отбой» тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от «тихого часа», прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок «втянется» в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

Причины плохой адаптации детей.

Разберем причины плохой адаптации де­тей к дошкольному учреждению. Можно выделить два блока причин плохой адап­тации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:

  • нервно-психические нарушения;
  • эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери; соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита)
  • проблемы с едой, сном и туалетом; флегматический темперамент;
  • выраженное левшество;
  • проблемы общения.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмо­циональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаше испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.

Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:

  • конфликтность;
  • проблемы взаимоотношений;
  • дефекты воспитания;
  • недостаточно сформированный навык общения;
  • хроническое чувство усталости;
  • тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений.

У матерей неадаптированных девочек выявлены следую­щие особенности (по данным Л, И. Захарова, 1997):

  • нетерпимость к чужому мнению;
  • чрезмерная настойчивость в осуществлении своих жела­ний (настырность);
  • подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;
  • неуверенность;
  • тревожно-мнительные черты характера.

У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются сле­дующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

  • большое количество жалоб;
  • хроническое чувство усталости и недомогания;
  • тревожно-мнительная фиксация болезненных ощуще­ний;
  • ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рас­смотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.

Автор статьи педагог-психолог МБДОУ детского сада № 373 Нефедова О.В.


Адаптация ребёнка в детском саду и в выходные

Как известно, «понедельник - день тяжелый». В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядоченную, как правило, жизнь семьи. В результате появляется тот самый «тяжелый понедельник».

Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. Соблюдение режима дня для детей дошкольного возраста необходимо. Все мероприятия следует планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обычно в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на детской площадке во дворе. Там он может поиграть с песком, пообщаться со сверстниками. А вот «таскать» малыша с собой на рынок или по магазинам не стоит - кроме утомления и совершенно ненужной инфекции, он ничего там не получит.

Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это можно сделать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностями маленького ребенка. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в воскресенье малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни. Помните, что подобные мероприятия (поход в зоопарк, парк) стоит проводить в утреннее время, чтобы ребенок не был перевозбужденным к вечеру. Кроме того, не стоит забывать, что внимания ребенка раннего возраста хватает лишь на 20 минут, но при условии, если мама объясняет ему все происходящее. Все свои впечатления ребенок должен «переварить», и мама должна ему в этом помочь, вспоминая вместе с ним, что он видел, делал и т.д.

Во второй половине дня стоит отдать предпочтение спокойным занятиям. Почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпровождение не приносит ничего, кроме вреда: длительный просмотр передач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог.

Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, еще не сформировавшейся психике. Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила:

• Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картиной, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным доступным малышу содержанием.

• Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка..» для этого полезно иметь любимые мультфильмы на дисках, чтобы смотреть их несколько раз (не в один день, конечно)

• Если вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового узнал он.

• Никогда не оставляйте ребенка перед телевизором одного и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!

Привычный режим дня, приятные, понятные ребенку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребенком настоящим праздником!

Автор статьи: воспитатель МБДОУ детского сада № 373 Потапова Е.В.


Как провести с ребенком выходные?

Многие родители, наверное, помнят слова веселой песенки: «Я всю неделю жду воскресенья, у папы и мамы будет выходной. С утра и до вечера будет веселье…». Целую неделю дети ждут грандиозного отдыха с родителями. Так как же провести выходной и полезно и весело?

Предлагаем Вам начать свой день с необычной утренней зарядки. Для этого приготовьте яркие коврики и включите заводную детскую музыку. После зарядки пора идти на завтрак! И пусть на кухне кроху ждут не простые пельмени и соски, а полезный детский салатик. Приготовить его может и сам ребенок из фруктов и овощей . Правильно организовав процесс, Вы даже не заметите, как на столе окажется пустая тарелка.

После сытного витаминного завтрака самое время поработать. Пока мама выполняет домашние дела, папа с маленьким помощником может заняться чем-нибудь полезным и интересным. Дети с удовольствием украсят вместе с папой цветочные горшки или ящички, сделают необычную аппликацию или веселую поделку.

Если мама готовит обед, она может дать ребенку поиграть с горошинками и фигурными макаронами (при помощи клея ПВА из них можно сделать красивую аппликацию). Также можно замесить соленое тесто для лепки. Во время уборки квартиры ребенок может помогать маме, вытирать пыль и поливать цветы. Домашние обязанности непременно должны предполагать выполнение таких несложных дел.

Чем же еще можно заняться на выходной?

Можно устроить культурную программу. Вы можете отправиться с ребенком в музей или на выставку. Наверняка, ему понравится выставка кошек, бабочек или тропических животных. Неплохим вариантом для занятия на выходные, будет посещение театра, только подберите представление, подходящее возрасту вашего малыша. Также можно на выходные взять ребенка в океанариум, зоопарк, цирк или сходить в игровой центр. Подобные развлечения не оставят равнодушным ни одного ребенка.

После этого, у вашего крохи останется масса впечатлений и положительных эмоций.

А можно просто погулять на свежем воздухе. Поверьте, даже, казалось бы, обычную прогулку можно превратить в незабываемое приключение. Например, отправиться осваивать другие дворы, в которых можно испробовать другие качели, покататься на незнакомых каруселях и завести новых друзей.

Отправляясь в выходные с детьми на прогулку в сквер или парк, возьмите с собой фотоаппарат и устройте фотосессию. Это занятие может быть очень увлекательным и веселым. Не стесняйтесь позировать, прыгайте, дурачьтесь, стройте рожицы – делайте все, чтобы ваши фотографии вышли как можно красочней и ярче.

Во время прогулки можно найти столько всяких полезных вещей, например, красивых веточек, листьев, шишек, цветов или камешков, из которых вы с ребенком можете создавать настоящие шедевры.

То, как проводить время на природе будет зависеть от времени года и ваших с ребенком предпочтений. Это может быть пикник или рыбалка летом. В теплый осенний денек, отдохнуть на выходные с ребенком можно, отправившись в лес по грибы. Зима прекрасное время для того, чтобы поиграть в снежки, слепить снеговика или покататься на санках.

А можно устроить спортивные выходные. Маленькие непоседы обладают таким огромным запасом энергии, что, порой, ей просто некуда деваться, физическая активность станет прекрасным помощником в этом деле. Устройте во дворе между детишками соревнования с призами или организуйте любую другую подвижную игру, например, футбол или волейбол.

Неплохим вариантом станет катание всей семьей на роликах или велосипедах. Также можно отправиться в бассейн или спортивный центр.

Автор статьи: воспитатель МБДОУ детского сада № 373 Потапова Е.В




Рассказать друзьям!